Муниципальное образование
Артёмовский городской округ (adm@artemokrug.ru)

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос: Назовите правовые документы, определяющие права и обязанности родителей и детей.

Ответ: Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Устав образовательной организации.

Вопрос: Кто считается ребенком?

Ответ: Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (ч. 1 ст. 56 Семейного кодекса РФ).

Вопрос: Учиться в школе - это право или обязанность?

Ответ: Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на образование. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Вместе с тем, данная же статья устанавливает обязанность получить основное общее образование, а для родителей или лиц, их замещающих, установлена обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Семейным кодексом Российской Федерации установлены аналогичные положения. Таким образом, действующее законодательство с одной стороны устанавливает право каждого гражданина получить основное общее образование бесплатно.

С другой стороны, получение основного общего образования (окончание школы) является как обязанностью несовершеннолетних, так и обязанностью родителей способствовать и принимать необходимые меры для получения детьми образования. За неисполнение родителями обязанности по обучению своих несовершеннолетних детей статьей 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ установлена ответственность.

Вопрос: Нужно ли проходить с ребенком ПМПК перед зачислением в 1 класс, если заключение уже было получено при поступлении в садик?

Ответ: Если ребенку по-прежнему необходимы специальные условия для получения образования, то да, при переходе с одного уровня образования на другой необходимо вновь пройти ПМПК.

Вопрос: Обязаны ли родители/законные представители сообщать в школу о том, что они с ребенком посетили ПМПК, а также о содержании полученного там заключения?

Ответ: Нет, не обязаны. Заключение ПМПК носит для родителей/законных представителей детей исключительно рекомендательный характер. В таком случае школа продолжает обучать ребенка по прежней общеобразовательной программе, без создания специальных условий.

Вопрос: Может ли председатель ПМПК направить сведения о заключении, его содержании, в образовательную организацию. Куда зачислен ребенок?

Ответ: Нет, ПМПК такие сведения направлять не может. Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной.

Вопрос: Могут ли отказать в приёме в обычную школу или отчислить из школы, если у ребёнка есть заключение ПМПК?

Ответ: Ребёнку может быть отказано в приёме в школу на принципах равных условий только при отсутствии свободных мест. Наличие заключения ПМПК не является основанием для отказа в обучении.

Вопрос: В течение какого времени родителям/законным представителям нужно передать заключение ПМПК в школу, детский сад?

Ответ: Заключение ПМПК действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его получения.

Вопрос: Куда родитель/законный представить вправе обратиться, если не согласен с заключением ПМПК?

Ответ: В случае, если обследование проводилось в территориальной ПМПК и Вы не согласны с заключением, у Вас есть право обратиться в центральную ПМПК (тел. для записи 89662807462). Так же и территориальная ПМПК в сложных диагностических случаях (например, при отсутствии в составе территориальной ПМПК узкопрофильного специалиста (тифло-, сурдопедагога, например), может порекомендовать Вам обратиться в центральную ПМПК.

Вопрос: Могут ли перевести моего ребенка на обучение на дому без моего согласия?

Ответ: Нет, основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Вопрос: Какой объем учебной нагрузки определен для обучающегося на дому?

Ответ: Общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) учащихся должен соответствовать недельной нагрузке утвержденной образовательной программы.

Вопрос: Какой объем домашнего задания может быть задан школьникам?

Ответ: Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России, установлено, что объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 часа, в 4 - 5 классах - 2 часа, в 6 - 8 классах - 2,5 часа, в 9 - 11 классах - до 3,5 часа. В первом классе обучение должно проводиться без домашних заданий.

Вопрос: Какие специальные условия могут быть созданы в системе образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья?

Ответ: На основании ч. 2, 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие  условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Вопрос: Можно ли в любой момент отказаться от обучения по адаптированной программе?

Ответ: Да, можно. На основании пп. 1 п. 3 статьи 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) обучающегося вправе выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Для отказа от обучения по адаптированной программе следует написать письменное заявление на имя директора школы.

Вопрос: При каких условиях ребенка можно перевести на семейную форму обучения. Кто несет ответственность за качество образования?

Ответ: Выбор формы обучения обучающихся осуществляется по решению родителей (законных представителей) с учетом мнения самого обучающегося. На основании приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» ч.2. п.5 общее образование может быть получено в Организациях, а также вне Организаций - в форме семейного образования.

Родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

При выборе семейной формы образования обучающиеся прикрепляются к образовательной организации для прохождения промежуточной и итоговой аттестации.

Вопрос: Как должно быть организовано психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в детском саду?

Ответ: Для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется адаптированная образовательная программа, которая формируется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).

В Приморском края 29 территориальных и 1 центральная комиссия. На официальной сайте Министерства просвещения РФ Вы можете познакомиться с реестром примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, для детей с ограниченными возможностями здоровья   https://fgosreestr.ru/

Вопрос: В индивидуальной программе реабилитации (ИПР) моего ребенка написано, что он может посещать школу. Но в школе говорят, что его не могут принять в школу, так как в школе за ним смотреть не кому. Заставляют меня принести справку от врача, чтобы он учился дома. Законно ли это?

Ответ: Прежде всего, следует сказать, что выбирать для своего ребенка форму получения образование - это право родителей, а администрация школы не вправе требовать от родителя менять форму получения образования, переводить ребенка на надомное обучение и требовать предоставления соответствующих справок.

Согласно статье 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Если в ИПР не указано, что ребенок должен учиться на надомном обучении, школа обязана исполнять ИПР и принять ребенка.

Если требования о переводе ребенка на надомное обучение исходят от учителя или завуча, то рекомендуем Вам написать заявление на имя директора школы, где указать, что учитель (завуч) незаконно требуют перевести ребенка на надомное обучение. Приложить ксерокопию ИПР, в которой записано, что ребенку рекомендовано обучение в классе.

Если же заявление на имя директора не дало результата, либо требования о переводе исходит от администрации, в том числе и от директора, тогда рекомендуем вам обратиться в управление образования по месту жительства (обучения ребенка).

Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Вопрос: Имеют ли право сотрудники полиции брать отпечатки пальцев у несовершеннолетнего?

Ответ: Да, с согласия и в присутствии родителей, законных представителей.

Вопрос: После развода, по решению суда, ребенок остался жить с матерью. Может ли мама запрещать отцу и его родителям видеться и общаться с ребенком?

Ответ: Нет, так как согласно ст. 55 СК РФ ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда. Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. Кроме того, ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками даже в случае расторжения брака родителей или их раздельного проживания (ст.ст.54-55 Семейного кодекса).

Вопрос: Могут ли быть наказаны родители за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей?

Ответ: Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Речь идет об ответственности для родителей, предусмотренной законом. Это может быть ответственность административно-правовая - ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ, гражданско-правовая - ст. ст. 1073, 1074 ГК РФ, семейно-правовая - ст. 69 СК РФ, уголовная - ст. 156, 157 УК РФ и др.

Вопрос: Может ли ребенок общаться с родителем, родительские права которого ограничены судом?

Ответ: Родителю, родительские права которого ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителя с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия другого родителя, не лишенного родительских прав или не ограниченного в родительских правах, опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации организации, в которой находится ребенок (ст. 75 Семейного кодекса Российской Федерации).

Вопрос: Куда ребенок может обратиться с целью защиты от физического и психологического насилия?

Вопрос: Для защиты от физического и психологического насилия, прежде всего, нужно поставить в известность родителей или законных представителей. В случае если угроза исходит непосредственно от родителей или законных представителей, необходимо обратиться к классному руководителю, в органы опеки и попечительства по месту жительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, дежурную часть полиции или к Уполномоченному по правам ребенка в Приморском крае.

Кроме того, в России действует бесплатный, анонимный и круглосуточный Детский телефон доверия: 8-800-2000-122. Телефон функционирует с целью оказания экстренной психологической помощи детям.

Вопрос: Какой предельный размер выплаты компенсации затрат родителям/законным представителям инвалидов, детей-инвалидов, обучающихся по основным общеобразовательным программам на дому, в 2023 году?

Ответ: В размере фактически произведенных затрат, но не более 20000 рублей в год.

Вопрос: Какие документы необходимо предъявить при подаче заявления на выплату компенсации затрат родителям/законным представителям инвалидов, детей-инвалидов, обучающихся по основным общеобразовательным программам на дому, в 2023 году?

Ответ: При подаче (направлении) заявления к нему прикладываются копии следующих документов: паспорт заявителя; свидетельство о рождении (для ребенка, не достигшего возраста 14 лет), паспорта (для лица, достигшего возраста 14 лет); справка, подтверждающая факт установления инвалидности (МСЭ); реквизиты счета для начисления денежных средств; СНИЛС; ИНН; документы, подтверждающие понесенные затраты (чеки).

Дополнительно к заявлению могут прилагаться: свидетельство о расторжении (заключении) брака, свидетельство об установлении отцовства или справка об установлении отцовства (при отличии фамилии родителя и ребенка-инвалида, инвалида); акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при наличии).

Вопрос: Могу ли я получить компенсацию затрат на канцелярские товары, если моему сыну больше 18 лет, но школа обучает его на дому?

Ответ: Да, компенсация затрат на образование выплачивается одному из родителей (законных представителей) инвалида старше 18 лет, обучающегося на дому, который по состоянию здоровья не может посещать образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, - до завершения освоения им основных общеобразовательных программ.

Вопрос: В настоящее время во многих школах получила распространение практика частных уроков (репетиторство). Какова правовая основа их ведения?

Ответ: Репетиторство является одним из видов платных дополнительных образовательных услуг (п.1 ст. 45 Закона РФ «Об образовании») и не относится к предпринимательской деятельности образовательного учреждения (ст. 47 Закона РФ «Об образовании»), что позволяет пользоваться соответствующими налоговыми льготами при осуществлении репетиторства образовательным учреждением в случае, если эта услуга лицензирована образовательным учреждением. В этом случае репетиторство как платная дополнительная образовательная услуга может быть оказано образовательным учреждением на основании индивидуального договора возмездного оказания услуг между образовательным учреждением (Учредителем) и родителями (законными представителями) учащегося (Заказчиком) (Положение 1 к Приказу Минобразования России от 10.07.2003г. №2994 «Об утверждении формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования»). При этом все финансовые расчеты ведутся между образовательным учреждением и законными представителями учащегося, а педагогический работник, непосредственно оказывающий эти услуги, получает заработную плату, обусловленную соответствующим дополнительным соглашением между ним и образовательным учреждением. Если же педагогический работник решает самостоятельно (частным образом) заниматься репетиторством, то он может это сделать, так как он вправе заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, которая в этом случае будет рассматриваться как предпринимательская, подлежащая регистрации, но не требующая лицензирования (ст. 48 Закона РФ «Об образовании»). После регистрации необходимо встать на учет в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и налоговую инспекцию. Осуществление репетиторства педагогическим работник в этом случае должно осуществляться на основании договора возмездного оказания услуг Исполнителем и родителями (законными представителями) учащегося (Законом) (Приложение 3 к Приказу Минобразования России от 10.07.2003 №2994 «Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования») с обязательным использованием контрольно-кассовой техники. Репетиторство без регистрации подлежит уголовной ответственности (ст. 171 уголовного кодекса РФ) и предусматривает наложение штрафа до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Что касается распространенной практики репетиторства в помещении образовательного учреждения, то следует помнить, что предоставлять платные образовательные услуги в помещении образовательного учреждения педагогический работник (как индивидуальный предприниматель) имеет право только в том случае, если он заключит с образовательным учреждением договор аренды (с оплатой занимаемого помещений, коммунальных платежей, оплатой амортизации мебели и используемого оборудования школы и т.д.).

Вопрос: Мой ребенок стал призером Всероссийской олимпиады «Миссия выполнима. Я финансист» Финансового университета при правительстве Российской федерации. Какие льготы при поступлении в университет распространяются на призеров олимпиады?

Ответ: Всероссийская олимпиада «Миссия выполнима. Я финансист» входит в перечень олимпиад школьников на 2022/2023 учебный год, утвержденный Министерством науки и высшего образования РФ. Право быть зачисленными в Финансовый университет и его филиалы без вступительных испытаний по образовательным программам, соответствующим профилю олимпиады предоставляется: победителям и призерам заключительного этапа Всероссийской олимпиады «Миссия выполнима. Я финансист», а также  всероссийской олимпиады школьников, членам сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам в соответствии с перечнем соответствия профилей олимпиад и образовательных программ Финансового университета, предоставляется право быть зачисленными в Финансовый университет и его филиалы без вступительных испытаний по образовательным программам, соответствующим профилю олимпиады.

Вопрос: Может ли призер прошлого года 2022 г. Многопрофильной инженерной  олимпиады «Звезда» принять участие в заключительном туре олимпиады в 2023 году не принимая участия в отборочном туре?

Ответ: Согласно положению об Олимпиаде п.3.9. Победители и призеры Олимпиады не выпускных классов получают право в следующем учебном году быть допущенными к участию во втором (заключительном) этапе Олимпиады (минуя отборочный этап) по соответствующему профилю в случае, если они продолжают обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, а также в форме семейного образования или самообразования.

Вопрос: Мой сын стал призёром Конкурса «Высший пилотаж». Начисляются ли баллы за индивидуальные достижения при поступлении в ВУЗы?

Ответ: Да, победителям и призёрам Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» начисляются баллы за индивидуальные достижения, которые включаются в сумму конкурсных баллов при поступлении на образовательные программы бакалавриата и специалитета НИУ ВШЭ и некоторых других вузов. За успешное выступление в конкурсе можно получить до 8 дополнительных баллов (с количеством дополнительных баллов, которое начисляется за наличие диплома победителя /призера конкурса можно ознакомиться в перечне, утвержденном Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с п. 4 Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности и сопровождения их дальнейшего развития, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239).

Вопрос: Недавно услышала в новостях, что победители и призеры заключительного этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» смогут поступить в IT-бакалавриат Университета «Сириус» без вступительных испытаний. Так ли это?

Ответ: В IT-бакалавриат Университета «Сириус» без вступительных испытаний смогут поступить победители и призеры конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» по направлениям «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение», а также «Умный город и безопасность». IT-бакалавриат «вычислительное программирование и машинное обучение» для выпускников 11-х классов - это уникальная программа Университета «Сириус», созданная совместно с партнерами. Четыре года студенты будут учиться у лучших экспертов в отрасли в Университете «Сириус», пятый год посвятят стажировке в компаниях-партнерах -VK, «Ростелеком», «Гринатом» и других. Набор стартует весной 2023 года.

Вопрос: Мой ребенок учится в школе в 8 классе, это инженерных класс. Скажите, как построена работа для обучающихся специализированных классов, есть для наших ребят развивать свои способности в данном направлении вот более старших классах?

Ответ: В Приморском крае реализуется концепция кластерной политики, согласно которой обучение в специализированных классах предполагает не только простое изучение профильных предметов, но и специальные программы внеурочной деятельности, внеучебные занятия. Для обучающих в региональном центре «Сириус. Приморье» планируется организовать профильные очные образовательные программы, которые содержат дополнительными знаниями по учебным предметам соответствующего профильного направления и будут способствовать развитию соответствующих компетенции школьников, обеспечат их опытом проектной работы и пониманием перспективных задач выбранной ими отрасли.

Вопрос: Добрый день, я мама, воспитывающая ребёнка инвалида. Все подтверждающие документы есть. Мой сын занял призовое место на региональном этапе олимпиады по технологии. Мы не ещё не знаем, поедет ли он на заключительный этап, но хотелось бы знать, имеют ли дети с ОВЗ какие-то льготы для участия в заключительном этапе?

Ответ: Согласно Регламенту проведения заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2022/2023 учебном году (утв. Минпросвещения России 17.01.2023) п.2.8 участники с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и дети-инвалиды принимают участие в олимпиаде на общих основаниях. Также, согласно п. 2.9. в случае участия в олимпиаде участников с ОВЗ и детей-инвалидов при необходимости организаторами создаются специальные условия для обеспечения возможности их участия, учитывающие состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie