Цель - создание муниципальной системы, направленной на раннюю профессиональную ориентацию начиная с дошкольного возраста, а также содействие в становлении профессионального самоопределения обучающихся (в том числе учащихся в ОВЗ), формировании и развитии определенных профориентационных компетенций, помощь в конкретном выборе, связанном с определением сферы профессиональной деятельности.
Обоснование цели
При анализе работы по профессиональной ориентации, а также работы по содействию в становлении профессионального самоопределения, формированию и развитию определенных профориентационных компетенций, помощи в конкретном выборе, связанной с определением сферы профессиональной деятельности/конкретной профессии обучающихся в Артемовском городском округе и Приморском крае в целом выявлен ряд проблем, а именно:
- организация мероприятий по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации, носит спонтанный и несистемный характер, отсутствует единый план мероприятий;
- слабо налажена работа по профориентации обучающихся при взаимодействии с организациями среднего и высшего профессионального образования;
- не разработана программа по профориентационной работе, в том числе программы дополнительного образования предметной направленности, программы, реализованные через сетевые формы взаимодействия или с привлечением возможностей государственно-частного партнерства;
- недостаточно используются возможности межведомственного взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта, здравоохранения, правоохранительных органов и др. для увеличения охвата детей дополнительным образованием, в том числе детей с ОВЗ, детей с индивидуальными образовательными потребностями;
- отсутствие мероприятий по выявлению и распространению лучших педагогических практик по профориентационной работе с детьми;
- отсутствуют мероприятия и региональные программы повышения квалификации по подготовке педагогических работников по вопросам профориентационной работы с детьми и молодежью;
- недостаточно организована работа по психолого-педагогическому сопровождению учащихся, в том числе недостаточна помощь в содействии в поступлении в профессиональные образовательные организации Артемовского городского округа и вузы Приморского края.
Устранить эти причины, а также нейтрализовать негативные последствия недоработки по этому направлению должно создание муниципальной программы «Организация системы профориентационной работы в образовательных организациях Артемовского городского округа» в соответствии с Региональной системой профессиональной ориентации обучающихся Приморского края.
Задачи:
- определение содержания понятий «низкие результаты обучения» и/или «неблагоприятные социальные условия»;
- проведение мониторинговых исследований по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;
- организация работ по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся через реализацию дополнительных общеобразовательных программ, мероприятий, направленных на формирование у обучающихся позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности: региональных, муниципальных, школьных проектов, профориентационных мероприятий, в том числе с привлечением организаций и предприятий, центров профориентационной работы и практической подготовки;
- обеспечение системной информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
- организация мероприятий по ранней профориентации обучающихся и профориентации обучающихся с ОВЗ;
- осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации;
- осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями при организации мероприятий в системе профориентационной работы;
- содействие в поступлении обучающихся в профессиональные образовательные организации Артемовского городского округа и образовательные организации высшего образования Приморского края (в том числе посредством организации целевого обучения);
- проведение анализа рынка труда региона для удовлетворения потребности в кадрах.
Реалистичность цели
Результатом работы является ежегодно разрабатываемый комплекс мер по реализации цели и задач самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся:
- создание эффективной муниципальной системы профориентационного сопровождения обучающихся;
- разработка и утверждение нормативных актов, обеспечивающих условия для подготовки детей и молодежи (в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ) к самостоятельному и ответственному профессиональному выбору;
- разработка нормативно-правового обеспечения межведомственного взаимодействия субъектов региональной системы профориентационной работы;
- использование региональных методических рекомендаций по организации профориентационной работы с обучающимися;
- внедрение непрерывных образовательных программ в области профессионального самоопределения детей и молодежи (в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ) на разных ступенях образования, в том числе и сетевых;
- вовлечение педагогов в модульные программы по повышению квалификации специалистов, занимающихся сопровождением профессионального самоопределения детей и молодежи, в том числе программ, учитывающих особенности работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
- проведение мероприятий, способствующих обобщению лучших практик организации работы педагогов по профориентации обучающихся в образовательных организациях;
- организация участия обучающихся в региональной системе профессиональных проб;
- создание центров профориентации на базе общеобразовательных организаций/организаций дополнительного образования;
- утверждение ежегодного муниципального плана мероприятий о реализации системы профессиональной ориентации обучающихся Артемовского городского округа до 2024 г. на основе регионального;
- использование комплексных моделей оценки эффективности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на различных уровнях (индивидуальном, муниципальном, региональном), основанных на количественных и качественных показателях с 2022 года.