– Андрей Александрович, чем вы занимались до того, как начали создавать коляски из карбона?
– У меня уже был свой бизнес. Я занимался поставкой запчастей для спецтехники: кранов, бульдозеров, экскаваторов.
– Почему вы решили создать сверхлегкие инвалидные коляски?
– В 2000 году я попал в аварию, и с этого момента я в инвалидной коляске. Конечно, это стало частью моей жизни. В 2016 году я развелся и остался один, для меня вопрос самостоятельности встал очень остро. Если вход в подъезд и квартиру я мог себе оборудовать, то доставать коляску из машины и складывать ее в авто оставалось для меня большой проблемой, когда я ездил в магазин, на работу.
Я стал искать решение и нашел коляски из углепластика. Тогда они только появились. Одну из таких я нашел в Англии, купил, друзья помогли доставить. После этого моя жизнь очень сильно изменилась. Я смог самостоятельно ездить и в кино, и в театр, и в магазин, и присутствовать на разных встречах. Иногда приходилось по 20 раз в день доставать коляску и складывать обратно.
Я начал искать производителей, которые могли бы повторить такое изобретение, но их не было. Коляска оказалась достаточно сложной в производстве.
На базе Дальневосточного федерального университета я нашел инженеров, которые помогли разработать первый прототип. После этого мы обучили специалистов в Санкт-Петербурге и начали двигаться вперед.
– Давайте поговорим подробнее об изобретении: в чем его суть и какие есть особенности?
– Изделие создано из инновационных материалов – в России практически нет предприятий, которые бы осуществляли серийное производство изделий из углепластика: это мы и еще два завода.
Хоть вес коляски не является медицинским показанием – мы с этим пытаемся бороться, – но все реабилитологи отмечают, что он влияет на восстановление: чем легче коляска, тем проще человеку с ней управляться, соответственно, он может дальше проехать, сам ее переставлять, сложить, достать, что очень сильно облегчает жизнь сопровождающему. Как правило, чаще всего нас сопровождают жены, матери, и вес в 20-30 килограммов становится критическим. Лишний раз никто не сможет тебе помочь выйти на улицу или сложить коляску в машину, только по острой необходимости.
Кресла-коляски до 10 килограммов считаются активными и, конечно, их использование самостоятельно увеличивает шансы человека на социализацию, самостоятельную жизнь, он сможет справляться с бытовыми трудностями. Из-за компактного размера модель маневренная, особенно это ощутимо в маленьких квартирах и других небольших помещениях. Человек, пройдя обучение, сможет вести самостоятельный образ жизни и отказаться от сопровождающего.
Сейчас мы производим только кресла-коляски из карбона, но в ближайшем будущем планируем запустить производство колясок из алюминия, линейку спортивных колясок, инвентаря и других технических средств реабилитации. Также мы начинаем работу по разработке, проектированию и выпуску в этом году прототипов рентгенпрозрачных каталок.
– Почему вы решили принять участие в грантовом конкурсе «Приморский старт»?
– Я был резидентом технопарка «Русский», когда мне предложили в нем поучаствовать. Тогда мы уже занимались разработкой коляски. Можно сказать, изобретение было закончено на 80%.
Это как раз был год начала пандемии, сложное время. Те инвесторы, которые заходили на старте проекта, «сворачивали» программы, из-за чего проект был на грани закрытия. Вопрос его продолжения стоял очень остро.
– Что вам дало участие в «Примстарте»?
– Конечно, победа дала толчок, и мы смогли закончить этот проект. Если честно, я не ожидал, что на нашу продукцию обратят внимание. Кроме нас есть очень много приоритетных направлений. На конкурс подали 150 заявок, и войти в десятку было для меня неожиданно.
Грант в размере 2 миллионов рублей позволил нам завершить инженерную разработку и создать первый прототип.
– Как сложилась судьба изобретения после конкурса?
– Мы сделали промышленный дизайн, провели ряд испытаний, внесли очень большие корректировки, поэтому коляска, произведенная в рамках «Приморского старта», очень сильно отличается от того продукта, который мы производим сейчас. После запуска серийного производства мы внесли порядка 100 изменений.
Большую роль сыграли начало специальной военной операции, уход с рынка многих игроков, а также поставщиков материалов. Пришлось менять и технологию, и материалы, проводить новые расчеты и испытания.
– Какие изменения из-за этого претерпела коляска?
– Мы изменили характеристики прочности материалов. Вес коляски, к сожалению, немного подрос из-за того, что у пользователей появились многие дополнительные требования. Ранее вес коляски составлял семь-восемь килограммов вместе с задними колесами, одна рама весила четыре килограмма. Сейчас же вес коляски около девяти килограммов.
На данный момент мы поставили точку в разработке технологии, в этом году нашей целью стоит максимально снизить вес. Изменив технологию, мы в несколько раз увеличили прочность, и сейчас она слишком завышена, поэтому за счет нее теперь мы можем снизить вес. Это работа не только для инженеров, но и для научных сотрудников. Впереди сложный процесс, но, думаю, мы добьемся снижения веса на два-три килограмма.
– Поделитесь, чего удалось достичь с момента создания вашего изобретения?
– У нас запущено производство на площади более 1,5 тысячи квадратных метров. На сегодняшний день мы можем производить до 45 колясок за смену. Нами закуплено высокоточное оборудование, которое позволит запустить еще и цех металлообработки, чтобы сократить количество браков при производстве запчастей.
Так мы на 90% будем выпускать продукцию полностью самостоятельно, что однозначно улучшит качество.
Нашу продукцию впервые отметил заместитель Председателя Правительства – министр промышленности и торговли России Денис Валентинович Мантуров на Восточном экономическом форуме в 2021 году. Его очень заинтересовал наш продукт. Также пристальное внимание мы получили от Губернатора Приморья Олега Николаевича Кожемяко, благодаря чему и получили движение вперед. Нас поддержало Правительство Приморского края, мы получили грантовую субсидию в размере 50 миллионов рублей, на средства которой получилось запустить серийное производство. В начале этого года была встреча с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, где он поддержал мое предложение о совершенствовании механизма проведения необходимых испытаний.
Также мы участвуем во всевозможных выставках, в прошлом году на форуме «Композиты без границ» заняли первое место как лучшее серийное производство.
Наша коляска находится в Третьяковской галерее на выставке «История российского дизайна».
– Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает или хочет начать свой путь в предпринимательской деятельности?
– Нужно видеть цель и свято верить в то, что ты идешь в нужном направлении. Наверное, цель и те ценности, которые ты в себе несешь, – залог успеха.
Напомним, конкурс «Приморский старт» ежегодно проводится для поддержки инновационного предпринимательства в регионе. 10 его победителей получают до 2 миллионов рублей из краевого бюджета на реализацию и развитие своих идей. Организаторами конкурса выступают центр «Мой бизнес» и министерство экономического развития Приморья.
В прошлом году впервые был проведен «Приморский старт 2.0» для финалистов конкурса предыдущих лет. Трое победителей получили гранты в размере 10 миллионов рублей на запуск серийного производства.